Проект Омкара - информационный ресурс, созданный людьми, чья жизнь неразрывно связана с традиционными практиками.
Любое использование материалов этого сайта возможно при условии обязательной ссылки на него.
Версия для печати
Нанданар был рожден среди Параяров на территории современного Тамил Наду, считается что он жил примерно в 7-8 веках н.э.
Можно встретить такое описание, что параяры это низшая каста в Южной Индии, наподобие неприкасаемых на северных территориях. В то же время ряд исследователей считает, что Параяры образовались из местных лесных племен в процессе их интеграции в общество тех, кто продвигался с экспансией с севера. Параярам не разрешалось входить в индуистские храмы: вероятно их не относили к полноправным членам общества, но возможно, что верования и ритуалы самих племен были самобытны и не особо интегрировались в чужеземные. Параяры вытеснялись за пределы деревень, оттого жили собственными поселениями. По одной из версий название «Параяр» сформировалось из-за ассоциации с барабанами параи (в свою очередь «параи» на тамильском означает «говорить») – параяры сопровождали игрой на барабанах различные события общественной жизни.
История жизни Нанданара рассказывается в Перия (главной) Пуране, называемой также Тируттонтарпурана ("Tiru-Thondar-Puranam", Пурана святых Подвижников) – в ней описываются жизни 63 Наянаров, канонических тамильских поэтов шиваизма. В этом тексте говорится, что Нанданар обрабатывал кожу коров для изготовления храмовых барабанов, но при этом в индуистские храмы заходить ему было нельзя. Сердце же Нанданара было наполнено преданностью Шиве. Он всегда почитал Шиву, оставаясь снаружи храма – воспевал Его, исполнял танец.
Одно из событий, ставшее легендой, произошло в храме Шивалоканатхар. Нанданар очень хотел получить здесь даршан Шивы, хотя бы глазком увидеть лингам в гарбха грихе (самом священном месте) этого храма, но в храм заходить было нельзя, а очень большое мурти Нанди перед входом полностью заслоняло собой внутреннее пространство. Откликнувшись на сильное стремление в душе Нанданара, Шива попросил Нанди подвинуться в сторону, чтобы лингам можно было увидеть даже стоящему снаружи. С того дня Нанди у входа в храм так и остался - отступившим в сторону (и даже дваджастабхам находится чуть сбоку). А Нанданар в устах людей стал тем, ради кого по просьбе самого Шивы посторонился Нанди.

Вторая легенда связана с главным желанием Нанданара – попасть в Чидамбарам на даршан Шивы Натараджа. Понимая, что входа в храм ему нет, но очень желая увидеть космический танец Шивы, он долгое время каждый день повторял, что пойдет в Чидамбарам завтра. Он даже стал известен с именем «Tiru-Nalai-povar» - «тот, кто пойдет завтра». Наконец однажды он пришел к Чидамбараму, но не ступил в него ни шага, не зная, как быть дальше. Много раз обойдя храмовый комплекс, он так и уснул, у границ святыни. Во сне же к нему явился Шива и велел пройти через священный огонь, что будет разожжен брахманами на входе в храм. Волю свою – что назавтра должен быть разведен очищающий огонь – Шива выразил и брахманам.

На следующий день, повторяя имя Шивы, Нанданар вошел в огонь у стен Чидамбарама. Он вышел из огня перерожденным, покрытым священным пеплом, со священным шнуром на теле и со спутанными, как у Шивы, волосами. Вслед за брахманами он прошел к гарбха грихе храма, где, как гласит легенда, растворился в мурти Натараджа, став с Шивой единым.

Другие южноиндийские легенды на нашем сайте можно найти по тегу легенды
Автор: Амитанатх (Олеся Гринкевич)