ПечатьВерсия для печати

Шрути и смрити

Индуизм (санатана-дхарма) многообразен как и сама жизнь, что нашло своё отражение в письменных источниках данного учения. Всё это живое многообразие можно лишь условно поделить на две категории – Шрути и Смрити. Слово «Шрути» переводится как «услышанное», это трансцендентное знание, которое существовало всегда и было лишь записано человеком. К Шрути обычно относят Веды и связанные с ними Брахманы, Араньяки и Упанишады, а также Агамы (Тантры).

древние тексты Индии

Санскритское слово véda означает «знание», «мудрость» и происходит от корня vid-, «знать», «видеть» или же «ведать». Это знание долгое время передавалось в устной форме в жреческих семьях и лишь в начале Кали-юги было записано. Как записанные тексты Веды традиционно связываются с мудрецом Вьясой, хотя на этот счёт есть и другие мнения. Каждая из четырёх Вед («Ригведа», «Яджурведа», «Самаведа» и «Атхарваведа») имеет четыре раздела: гимны, ритуалы, толкования и философские поучения. Древнейшими и сердцевинными частями Вед являются четыре Самхиты, или «собрания гимнов». Они состоят из воззваний к Единому Божественному в его разных формах, а также из молитв о браке, потомстве, процветании, домашних ритуалов, магических заклинаний и многого другого.

Кроме своей Самхиты каждая Веда включает в себя одну или две Брахманы и Араньяки, которые служили для практического применения знаний, изложенных в Ведах. Брахманы (тексты для брахманов) являются в первую очередь руководством по обрядам, Араньяки (для лесных отшельников) содержат описания ритуалов для людей, живущих за пределами людских поселений, а Упанишады (для саньяси) комментируют тексты Самхит. Последние написаны в форме метафизических диалогов и представляют собой большой класс литературы. Выделяют 108 основных Упанишад (т. н. канон Муктика), хотя только 11 из них относятся непосредственно к Ведам. Многие Упанишады содержат детальные описания йогических практик. В целом в них прослеживается тесная связь ведизма, тантризма и йогической традиции.

Слово «Агама» происходит от санскритского глагола «гам» («идти», «постигать») и означает знание, нисходящее от Высшего Божества. Существуют шиваитские, шактистские и вайшнавские Агамы. В шиваитских Агамах высшей реальностью провозглашается Шива. В Шакта-агамах (Нигамы, Тантры) как верховному божеству поклоняются Шакти – супруге Шивы и божественной матери Вселенной. В вайшнавских Агамах верховным Богом провозглашается Вишну. Шиваитские и шактистские Агамы построены в виде диалогов Шивы и Шакти, причем в Агамах Шива выступает в роли Гуру для Шакти, а в Нигамах наоборот – Богиня сама объясняет тантрическое учение Шиве, отвечая на его вопросы. Агамы также имеют вспомогательные тексты, такие как Упагамы и Паддхати, в которых излагается древняя мудрость. (Взяла абзац из нашего словаря без изменений, нужно переписать по-своему?)

Термин «Смрити» означает «запомненное» и связан с человеческим опытом постижения божественного. Тексты Смрити уточняют универсальное знание Шрути в рамках определённой традиции, например шактистской или вайшнавской. В отличие от текстов Шрути, Смрити могут быть написаны не только на санскрите, но и на современных языках. К Смрити относятся Веданги и Упаведы, а также Пураны и Итихасы, которые ещё называют пятой Ведой.

Тексты Веданг расширяют Веды и показывают, как применять их знания на практике. Например, Джйотиша-веданга определяет благоприятное время для священных ритуалов, Кальпа-веданга описывает публичные ритуалы в Шраута-шастрах, домашние ритуалы в Грихья-сутрах и религиозный закон – в Дхарма-шастрах. Четыре другие Веданги посвящены фонетике, грамматике, поэзии и происхождению слов, что важно для правильного проведения ритуалов.

шрути и смрити

Упаведы также излагают глубокие науки, например, артхаведа посвящена управлению государством, аюрведа – медицине и здоровью, дханурведа освещает военную науку, гандхарва-веда – музыку и искусства, а стхапатьяведа объясняет архитектуру. Кроме того, есть «Кама-сутра», в которой подробно описываются эротические удовольствия.

Слово «Пурана» буквально обозначает «древнее (сказание)». Пураны – это тексты послеведийского периода, изначально написанные на санскрите. Как правило, Пураны излагаются в форме историй, они вмещают в себя этические и космологические учения о Боге, человеке и мире. Среди всех Пуран выделяют 18 главных, которые ещё называют Махапураны, и несколько десятков Упапуран (младших Пуран). Пураны делятся на группы, в зависимости от того, какое божество в них провозглашается главным: Вишну (Кришна), Шива, Брахма или Шакти (Деви).

Итихасы представляют собой произведения индийского эпоса, в качестве примера можно привести «Махабхарату» и «Рамаяну». «Махабхарата» – это легенда о двух древних династиях, великая битва которых на поле Курукшетра стала той сценой, на которой было разыграно действие «Бхагавад-гиты», возвышенного духовного диалога Арджуны и Кришны. «Рамаяна» рассказывает о жизни Рамы, царя-героя, которого почитают как идеал человека.

Кроме эпосов, легенд и дополнений к Ведам и Агамам, существует еще масса индуистских метафизических, йогических и религиозных книг. Классическими считаются главные тексты различных школ йоги, такие как Сутры Капилы, Патанджали, Джаймини, Бадараяны, Канады и Гаутамы. Как важные труды по йоге, почитаются «Йога-сутра», «Тирумантирам», «Йога-васиштха», «Шива-сутра», «Сиддха-сиддханта-паддхати», «Джнянешвари», «Хатха-йога-прадипика» и «Гхеранда-самхита». В литературе бхакти высоко ценятся «Бхагавад-гита», «Нарада-сутра», «Тирувасагам», «Вачаны» шивашаранов и гимны некоторых поэтов-мистиков.

В заключение можно сказать, что Шрути и Смрити, несмотря на существующую между ними разницу, призваны вести людей к одной цели – осознанию своего единства с Богом.


Автор:  Худик Надежда



Возврат к списку