Проект Омкара - информационный ресурс, созданный людьми, чья жизнь неразрывно связана с традиционными практиками.
Любое использование материалов этого сайта возможно при условии обязательной ссылки на него.
В традиционной грамматике санскрита падежи (вибхакти) обозначены порядковыми номерами – от 1 до 7. Одно из значений понятия «бхакти» - вовлеченность, участие. Исходя из этого «ви-бхакти» можно понимать как разделение вовлеченности, а именно вовлеченности в действие, ведь изменение по падежам происходит именно относительно действия. Сам термин вибхакти скорее грамматический – разделение на вибхакти отражает различие падежных окончаний. Но за каждым вибхакти стоит определенная функция, смысл – карака. У каждого вибхакти своя карака. Караки санскрита уже на уровне смысла описывают возможные варианты участия в действии.
Грамматика санскрита неотрывна от индийской философии и мировоззрения. Все караки санскрита, то есть все проявления вокруг kriyāpada («слова действия») рассматриваются как разнообразные проявления единой Шакти. Последовательность, в которой перечисляются вибхакти и, соответственно, караки, подобна разворачиванию реальности, и с таким восприятием падежи санскрита легче понять и запомнить.
В схеме ниже отражены взаимосвязи вибхакти/карак с kriyāpada, а также основные смыслы, которые помогают последовательно проследить эти связи. Но помимо этого мы попробуем развернуть эти взаимосвязи в сознании, используя мировоззренческие образы.
1 - субъект, порождающий активность
2 - объект, «принимающий» на себя активность
3 - посредством чего/кого совершается активность
4 - направленность, цель, кому предназначены плоды действия
5 - откуда или исходя из чего совершается действие
6 - принадлежность, непосредственно с действием связи нет
7 - среда, в которой происходит действие, место, время
kartṛ-карака – субъект, тот, от кого исходит действие. Далее действие (kriyāpada), исходящее от kartṛ, как бы находит свое проявление, свое применение, продолжение, отражение. Появляется karman – объект действия, то, на что действие направлено. Следующим в нашем сознании обнаруживается то, с помощью чего происходит взаимодействие между источником проявления и тем, что он проявил (или на что направлено проявление). То, с помощью чего осуществляется действие (kriyāpada) между kartṛ и karman – это третья карака – karaṇa.
Древние исследователи грамматики санскрита характеризуют kartṛ как главную и svatantra – в полном смысле независимую – караку. Без нее действие не совершится. То есть, например, если есть остальные караки – продукты, огонь, вода, посуда и так далее – пища все равно не возникнет без того, кто может ее приготовить, то есть, кто может использовать все остальные караки для совершения действия. Индийские философы также описывали svātantrya свойство kartṛ как способность совершать всё действие (и использовать остальные караки) внутри самого себя: внутри Атмана, который способен познавать сам (ātmā, kartṛ) себя (ātmānam, karman) посредством себя (ātmanā, karaṇa). Это подобно и тому, как ритуал яджны, совершаемый вовне с использованием всех необходимых предметов, подношений, специального места для нее (по сути, всех карак) либо другие внешние ритуалы индийских традиций в йогической садхане осуществляются во внутреннем пространстве садхаки.
Далее разворачивается четвертая карака – sampradāna, «передача». Это цель, направление, кому действие и его плоды посвящаются («передаются») или ради чего все происходит. «tasmai shri gurave namaḥ» - почитание «подносится», «передается» Учителю. С sampradāna тесно связана пятая карака – apādana, «отделение». apādana – это откуда происходит действие либо по какой причине, как в материальном смысле, так и из каких внутренних побуждений. Почему именно такая последовательность четвертой и пятой карак – сначала ради чего, а потом исходя из чего – можно запомнить, например, осмысляя природу отрешенности. Устремляясь к Высшему, жертвуя плоды своих действий или свои внимание, время Божеству (sampradāna), человек получает возможность отделиться (apādana) от своих ограничений, оставить привязанности.
Смысл шестого вибхакти часто не рассматривают как караку, так как он не имеет прямой связи с действием. Если пятая карака связана с отделением, то шестая «не совсем карака» это наоборот – sambandha, принцип связанности: она описывает принадлежность, «кто чей». Свободная от непосредственной связи с активностью, sambandha может зато дополнять любую из карак.
Седьмая карака – adhikaraṇa. Это среда, в которой происходит действие, опора для него (адхара), место, время. Можно заметить, что схожи названия третьей караки – karaṇa – и седьмой – adhi-karaṇa. Обе эти караки являются непосредственными условиями для процесса действия. Так, чтобы выковать меч, нужны одновременно и орудие удара, молот (karaṇa), и опора, подходящая поверхность, наковальня, на которой будет выковываться меч (adhikaraṇa). Приставка «адхи-» означает «над», над действием – то есть нечто, что охватывает все действие, вмещает его в себе (ādheya-tva). Включая в себя все, что связано с действием, эта карака по смыслу последняя.
В завершение хотелось бы сказать о том, что существует понятие природы (tattva) караки, которая сохраняется, даже если структурно в речи (по творческому желанию рассказчика) карака будет стоять в ином вибхакти. Так, например, часто во втором вибхакти стоит sampradāna-карака (yogirājaṃ namāmyahaṃ "я поклоняюсь царю йогинов"). Или же, например, в пассивной конструкции предложения kartṛ оказывается в третьем вибхакти, но, изменение это чисто грамматическое, своей природы (kartṛ-tva), роли в происходящем kartṛ не теряет. Об этом мы поговорим в следующий раз, обсуждая так называемые «залоги» санскрита с точки зрения традиционной грамматики.
Автор: Амитанатх (Олеся Гринкевич)