ПечатьВерсия для печати

Отрешенность

otreshonnost.jpgВ жизни человек все свои проблемы, поиски, смыслы, задачи пытается понять умом. Но так как природу ума составляют беспокойства, колебания, сомнения, то состояние отрешённости, как ровное, спокойное и беспристрастное отношение к уму и его непрерывной деятельности необходимо для уравновешивания его активностей.

Йога на высоком уровне — это по сути непрерывное пребывание в состоянии отрешённости.
Но это не та отрешённость, которую ум интерпретирует как поведение безэмоциональных и безразличных к жизни людей. Отрешённость — это способность видеть пользу ума в некоторых ситуациях, его трезвую оценочность, но при этом и руководствоваться здравым смыслом, особенно в тех ситуациях, когда ум захлёстывают крайние беспокойства и волнения.

Некоторые приёмы йоги способны технически переключить внимание, сместив акцент с ментальной деятельности ума на восприятие физического тела — такой простой биологический приём. При этом в поле внимания ум и его активность всё же остаются, но как инструмент, а не как основа мироощущения.

Мировосприятие большинства людей обусловлено непрерывной деятельностью хаотического ума, через которую они видят свою жизнь. Отсюда желание поглощения огромного количества информации из разнообразных источников.
Отрешённость способствует, с некоторой оговоркой, смотреть на подобного рода бурную активность и обнаруживать, что в состоянии беспристрастного наблюдателя можно выделять рациональные зёрна из беспокойной ментальной активности.

Таким образом, можно, направляя всё своё внимание и энергию на культивирование этого рационального зерна, подходить осознанно, целенаправленно и своевременно к решению нужной задачи.

Во время практики йоги работа с формированием ощущения натяжения, с последующим расслаблением мышц определённых частей тела (рук, ног и т.д.), осознавание этих процессов — это результат точного знания, где находится твоё внимание и умение осознанно перенаправлять его туда, куда необходимо.

То есть отрешённость — это возможность осознать природу ума как инструмента и использовать его в этом необходимом качестве, а не в качестве основы всего мировосприятия. Благодаря этому у человека появляется свободное время, потому как он не расходует его на посторонние процессы ума, зачастую беспокойные и хаотичные.


Автор:  Йоги Алламанатх



Возврат к списку